Как правильно подобрать динамики для Вашего автомобиля


🔊 Широк и разнообразен мир автомобильных акустических систем, есть в нем представители абсолютно различные по форме, размерам, техническим характеристикам, назначению, и конечно - по цене.

Но прежде чем мы начнем разбираться со всем этим, не лишним будет уяснить, какие динамики предпочтительнее подходят именно для Вашего авто.

Любой бывалый установщик автозвука увлеченно изложит, какое это всё-таки тонкое умение - возведение классной авто аудиосистемы. Это на самом деле искусство, которое требует индивидуального подхода, впрочем ключевые основы в подборе компонентов и установке чрезвычайно просты и понятны.

Покупается лучшее по звучанию, насколько это Вам позволяет бюджет, и ставится по тому же принципу. Например, для установки динамиков выбирается место не самое удобное, а самое оптимальное по законам акустики. А если же спуститься с высот чуток пониже, к аудиосистемам начальной ступени, то обнаружится, что они пребывают на противоположном полюсе не столько по цене компонентов, но и по концепции инсталляции - урезанная часть бюджета устанавливает самую простую установку и сбережение заводского салона автомобиля.
В данный момент речь пойдет о стандартных решениях замены штатных динамиков на наиболее качественные покупные или для установки динамиков в авто, вначале лишенный аудиосистемы и имеющий только пустые штатные места под динамики.

🔎 Идеал теоретический и практический

Пример установки твитера в дверь автомобиляВ идеальном варианте фронтальные авто динамики должны быть расположены аналогично домашним, то есть левый и правый на одинаковом удалении вперед от слушателя, кроме того на том же уровне, что и его голова. Тем не менее в автомобилях такого рода размещение невозможно, и остается ограничиваться тем, что есть - то есть выбор мест монтажа динамиков должен минимизировать нарушения законов акустики. Иначе говоря, динамики лучше всего по возможности вынести более вперед: таким образом сократится условная разница в расстояниях от слушателя до левого и правого каналов. С учетом отличительных черт автомобильных динамиков, среди которых существенную роль играет сохранение характеристик при сильном смещении слушателя от оси излучения, это размещение способно обеспечить наиболее высококачественное звучание.

Идем далее, благодаря тому, что компонентные акустические системы имеют разные звуковоспроизводящие головки, это предоставляет свободу выбора места установки каждой из головок. Но стоит понимать, что в рамках одного канала, всем головкам компонентной системы целесообразно находится в непосредственной близости друг от друга. Тесное месторасположение имеет большое количество преимуществ, так как при прослушивании исходит наиболее целостное и слаженное звучание.

На практике следование теоретическим инструкциям означает, что наилучшим местом в автомобиле для установки фронтальных акустических систем - это левый и правый края торпедо и граничащая с ними область передних стоек. При всем этом направленность любой из головок может быть разной - например, одни работают на отражение от лобового стекла, другие же - обращены на водителя. Вариаций на тему ориентации динамиков в автомобиле немало, лучший вариант можно определить лишь экспериментально, и зависит он от большого количества факторов.

🔎 Зачем же нужны все эти хитрости?

Факт таков, что в хорошей аудиосистеме ожидается, что динамики не только будут показывать чистое и насыщенное по тембрам звучание в полном спектре частот, но и «возведут» звуковую сцену. Иначе говоря: дать почувствовать, что звук идет не из багажника, не из дверей, не откуда-то из-под ног, а вообще не «привязан» к динамикам. Если все было установлено верно, то перед водителем, либо пассажиром, или же и перед тем и другим - смотря какие цели преследовались при монтаже, - развернется широкая и бездонная «виртуальная» звуковая сцена с исполнителями, размещенная на уровне головы слушателей. Впечатления от такой сцены, воистину завораживающие и в большой ступени оказывают внушительное влияние на общее наслаждение от прослушивания.

Одна неувязка - «вписать» по бокам торпедо полноценные динамики, включая довольно таки масштабные НЧ/СЧ-головки, будет весьма кропотливой задачей. Чтобы достичь желаемого результата понадобиться полностью переделать торпедо, на что решится далеко не каждый владелец автомобиля, кроме того это ещё и огромный удар по карману. Несмотря на все вышесказанное в кругу спортсменов по автомобильному звуку, готовых на радикальные меры в погоне за качественным звуком, похожая схема размещения вполне востребована.

Таким образом, можно сделать вывод, что теоретический идеал размещения динамиков недосягаем, а фактический обойдется дорого и хлопотно. В этом случае остается ни что иное как пойти путем компромиссов. Таковым компромиссом для недорогих по монтажным расходам аудиосистем уже давно стала традиционная схема с размещением СЧ/НЧ головки двухкомпонентных акустических систем в нижнем переднем крае двери, а ВЧ-головки - или в «треугольниках» с внешней стороны двери напротив зеркал, или на передних стойках, или в том самом уголке торпедо. Такого рода размещение сулит пусть не отличные, но вполне сносные результаты, а воплотить всё это в жизнь довольно несложно для большинства автомобилей. Не говоря уже о том, что, такая схема встречается, в том числе и в установках топ-уровня, хотя там для более качественного звучания применяется масса хитростей - например, выверенные с точностью до градуса углы установки всех головок, эксперименты с различными частотами среза в кроссовере, помощь в виде DSP-процессора и т.п.

🔎 Удобный вариант - не всегда является синонимом лучшего

Прежде чем начать подбирать подходящие по размеру динамики для уже имеющихся в автомобиле штатных гнезд, хорошо бы окинуть данные места критическим взглядом. Как ни прискорбно, довольно таки часто они размещены там, где практически никакими мерами достигнуть отличного звучания не получится. Такое размещение - это даже не компромисс, а абсолютно неспособный улучшить качество звучания вариант, из-за которого не стоило и голову морочить. В таком случае, невзирая на все соблазны удобства, понадобиться все-таки, поискать другие места установки, насколько это возможно приближенные к практическому идеалу. Существенное увеличение затрат из-за формирования новых штатных мест более чем оправданно эффективным улучшением звучания. Кроме того, затраты возрастут незаметно - благо, двери в автомобиле и передние стойки (если они не заняты полностью на всю длину подушками безопасности), в каких, наверное, и окажутся новые штатные места, представляют очень несложной и вполне удобный начальный материал для вероятных переделок.

Примером неважных штатных мест может служить наши отечественные модели АВТОВАЗа с мизерными местами установки, которые расположены вертикально в торпедо и предполагающие установку динамиков обращенных фронтальной стороной к задней части авто. Но к счастью, или к сожалению, не только наш отечественный автопром способен на такого рода «творения». Существует немало автомобилей совершенно замечательных во всех своих проявлениях, кроме одного - аудиосистемы и воплощения штатных мест под динамики в частности.

Самые известные варианты неудавшихся штатных мест для монтажа фронтальных акустических систем, которые вынуждают выискивать себе альтернативу:

• вертикальные на торпедо(в большинстве случаев, при таком расположении, размер штатного установочного отверстия чрезмерно мал для монтажа довольно басовитых динамиков, а про построение звуковой сцены либо хоть какое-нибудь наслаждение от стереоэффекта можно вообще забыть);

• в задней части передних дверей снизу либо на средней полосе, когда динамик оказывается позади слушателя и играет практически в подушечку сиденья или же в локоть водителя либо пассажира;

• размещение динамика со смещением от передней части двери.

🔎 Установка автомобильных твитеров в двери

К слову, с недавних пор, некоторые серьезные автопроизводители повадились встраивать высокочастотные динамики в углубления под ручку открывания двери - как дизайнерская фишка это смотрится и вправду эффектно, но со стороны звука - совершенно неправильно. Размещение СЧ-динамиков трехкомпонентных систем где-нибудь в области подлокотника. Не секрет, что среднечастотный динамик вносит решающую лепту в построение звуковой сцены, и наилучшее место для его размещения является торпедо автомобиля. Иначе говоря, в дверях им делать абсолютно нечего, ну а если так всё-таки поступают в серьезных инсталляциях, то задействуют специальные подиумы с серьезным «доворотом» на слушателя, собственно к штатным решениям это никакого отношения не имеет.

К превеликой радости, успешные варианты фронтальных штатных мест, которые соответствуют традиционной схеме с СЧ/ВЧ динамиком в передней части двери и вероятной ВЧ-головкой в «треугольнике» двери, на торпедо либо внизу передних стоек, последние несколько лет встречаются часто. Более чем повезло владельцам минивэнов и прочих машин с близким к, так именуемому, однообъемному кузову - обычно, у них в значительной степени вытянутое вперед торпедо, по бокам которого нередко можно выявить штатные места под динамики, при этом не только высокочастотные головки, но и более крупного размера, например 10-см, а то и 13-см головки. Туда так и хочется поставить СЧ - и ВЧ-динамики либо одни высококлассные коаксиальные динамики. Однако было бы неплохо дополнить данные излучатели отдельным НЧ-динамиком в дверях, даже если это не было предусмотрительно самим производителем.

Все приведенные здесь советы предполагают, что фронтальные динамики будут довольно басовитыми. Известный в штатных системах и неграмотных установках вариант, когда фронтальные акустические системы малых размеров работают с поддержкой басовитых тыловых динамиков, может показаться очень привлекательным исходя из убеждений про простоту установки, но имеет неисправные недочеты в звучании. По сути, с тыловыми динамиками так называемых «правильных» систем дела обстоят ещё проще, нежели в «народных» - часто их там вообще нет, а относительно басовой помощи, то её гарантирует специальный сабвуфер. Сабвуфер действительно устанавливают сзади, но эта совершенно редкая составляющая аудиосистемы, которая к тыловым акустическим системам не имеет практически никакого дела.

Когда сложившиеся слушательские вкусы всё таки предполагают присутствие тыловой акустики, то для данной роли абсолютно сгодятся коаксиальные модели попроще классом, нежели фронтальные. При этом басовитости от тыла не требуется, так что размеры акустических систем не имеют особого значения. Для систем «мобильного кинозала» тыловые динамики просто необходимы, но и тут правило согласования между тыльными и фронтальными сберегается по классу и размерам - фронтальные обязаны быть лучше и басовитее. На практике всё совершенно до наоборот, и по довольно несложной причине: сзади места всё-таки больше для установки более крупных динамиков.